МЕНЮ
Категории раздела
МУЛЬТЫ он-лайн [8]
РОЛИКИ о здоровье [4]
Беседы с И.Ботневой [2]
ПОЛЕЗНО для женщин
ПОЛЕЗНАЯ РЕКЛАМА
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Rambler's Top100
Нужно ли учить ребенка играть?
 
 
     Долгое время считалось, что ребенок начинает играть сам по себе, и вмешательство взрослых здесь не требуется. Оказалось, что это да­леко не так - очень часто мы встречаем детей, не умеющих играть. Родители и воспитатели жалуются на то, что игрушки быстро надое­дают малышам, они не знают, чем себя занять.
      Психологические исследования показали, что игровая деятель­ность не возникает стихийно, а складывается под руководством взрос­лых, в совместной игре с ними. Так, ребенок учится замещать один предмет другим или обозначать его словом, называть себя именем какого-либо персонажа и изображать его только после показа взрос­лого. И первоначально мотивы игры зарождаются у малыша не сами по себе - их опять-таки предлагает взрослый, который создает и об­становку игры.   
       С чего нужно начинать учить ребенка играть? Прежде всего заин­тересуйте малыша игрой. Разыграйте перед ним небольшое представ­ление: кормление или купание куклы, прогулку с ней, катание ее на машине. Можно инсценировать любимый ребенком стишок или сказку. Ни в коем случае игра не должна превратиться в занятие. Недостаточ­но просто показать ребенку набор игровых действий и надеяться, что он сразу же сможет играть. Чтобы увлечь его, вы должны быть увлече­ны сами. Ведь малыш подражает не только действиям взрослого, но и заражается его эмоциональным состоянием, а игра - это прежде все­го удовольствие. Показывайте, что вам очень нравится играть. Лишь на первый взгляд кажется, что играть - просто. В игре необходимо творчество всех ее участников, в том числе и ваше.
     Постарайтесь подключить ребенка к своей игре. Он не сразу суме­ет играть самостоятельно. Как и во всяком новом деле, ему требуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение.
     Иногда у малыша возникают проблемы. Например, ему бывает трудно взять ложку или чашку и поднести их ко рту куклы. Помогите  ему: мягко возьмите его руку в свою и выполните это действие вме­сте. Как правило, достаточно бывает одного-двух показов, чтобы ре­бенок добился успеха.
     Для первых игр нужно использовать игрушки, имеющие сходство с настоящими предметами. Не следует сразу же вводить сюжет с но­вой игрушкой. Маленькому прежде всего необходимо освоить ее: по­вертеть, постучать ею, даже попробовать "на вкус". Такое изучение предмета - естественная потребность малыша. После того как его ис­следовательское любопытство будет удовлетворено, можно показать ребенку новый способ действия с предметом. Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой малыша, с той, к которой у него возник­ло особое чувство. Кукле, собачке или лисичке можно дать "имя" и спросить ребенка, нравится ли оно ему. Игрушки, которые будут уча­ствовать в представлении, должны иметь свою индивидуальность: они могут быть веселыми, капризными, засонями...
     Наблюдения показывают, что малыши, умеющие воспроизводить некоторые игровые действия, надолго "застревают" на них: десятки раз подряд однотипно кормят куклу или однообразно помешивают ложкой в кастрюльке. На раннем этапе игры это неизбежно: ребенок отрабатывает ее схемы, игра для него не только увлекательное заня­тие, но и труд. Бесконечное повторение одних и тех же действий характерно для всего поведения ребенка раннего возраста. Однако, если ребенок без конца повторяется в течение нескольких недель, придите к нему на выручку. Спросите малыша, что ест его кукла, помогите найти ответ, предложите покормить чем-нибудь еше, пого­ворите с ней от лица ребенка, ответьте за нее.


       Одна из причин, по которой ребенок задерживается на стадии манипуляции игрушками, заключается в том, что игру нужно пла­нировать, а он этого делать еще не умеет. Игровое действие, несмот­ря на внешнюю простоту, имеет свои сложности. В отличие от реаль­ного действия оно не регулируется результатом. Так, ребенок пере­стает есть, когда чувствует насыщение или когда на тарелке ничего не осталось. Игра же нацелена не на результат, а на процесс. Опреде­лить же, когда нужно перейти к следуюшему игровому действию, ребенку 2-3 лет бывает трудно: ему ничто не сигнализирует о том, что кормление куклы пора прекратить. Вот он и подносит без конца ложку к ее рту.
      Для того чтобы игра ребенка раннего возраста была полноцен­ной, нужны не отдельные игровые действия, а их последователь­ность. С самого начала закладывайте в игру элементы планирования, схемы переходов от одного действия к другому. На первых этапах обучения игре такие схемы могут быть двухчленными. Например, разыгрывая перед ребенком сценку кормления куклы, вы предвари­тельно готовите для нее еду, а затем уже кормите ее, объясняя по­путно смысл и последовательность своих действий. Вы говорите: "Машенька наша хочет есть. Давай мы сначала сварим кашку, а потом ее покормим. Где у нас кастрюлька?" Взрослый с помощью ребенка варит кашку и сообщает: "Все, сварили кашку. Кушай, Машенька". Так на глазах у малыша в игре связываются два действия, одно из которых обслуживает другое.
    Аналогично, вместо того чтобы малыш бесцельно складывал ку­бики, можно вместе с ним составить из них кроватку и положить в нее куклу спать или привезти в машине "кирпичи", построить дом и поселить в нем петушка. Во время таких совместных игр ребенок учится выполнять одно действие ради другого, удерживать в памяти цель игры. При этом обозначайте словами окончание одного действия и начало другого. Скажем, так: "Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять". Или ненавязчиво поинтересуйтесь у малыша, что он сам хочет сделать дальше. Это поможет ему действовать более целенаправленно. В дальнейшем он сам будет обозначать цель и ре­зультат своего действия. Постепенно некоторые игровые действия могут сворачиваться и фиксироваться ребенком в форме таких, например, высказываний: "Уже поела", "Уже погуляла". 
     Уже  говорилось, что первое время лучше играть с игрушками, ко­торые имеют внешнее сходство с реальными вещами. Такая игра мо­жет продолжаться примерно до 1 года 7-8 месяцев. В этот период у ребенка начинает постепенно складываться новая форма мышления - наглядно-образная, которая позволяет ему отвлекаться от нагляд­ной ситуации и замещать отсутствующие предметы другими, не столь похожими на них. Однако и здесь ребенку необходима помощь взрос­лого. Постепенно вводите в игру предметы-заместители. Например, сделайте вид, что вам понадобился какой-нибудь предмет, которого нет в данный момент. Например, во время приготовления еды, а затем и кормления куклы, вы говорите: "Ляля сказала, что она хочет печенья. Где же оно?" Вы озабоченно перебираете предметы, при­влекая к поиску ребенка. Сначала он не поймет, в чем дело, но будет внимательно следить за вашими действиями. Наконец, вы весело бе­рете со стола плоскую деталь из конструктора и говорите: "Вот на­шлось печенье, вкусное, сладкое. На, ляля, ешь печенье", - и кор­мите куклу. Как правило, дети удивляются и радуются такому откры­тию, сразу же пытаясь повторить ваше действие.
    Поначалу такие замещения будут иметь характер подражаний: малыш будет прибегать только к тем замещениям, которые исполь­зовали вы. В другой ситуации он не всегда сумеет найти подходящий предмет и понадобится, чтобы вы направили его поиски. Но понем­ножку инициатива будет переходить к самому ребенку, и на 3-м году жизни он сможет самостоятельно и творчески играть. Старайтесь сти­мулировать речь малыша, разговаривая с куклами и обращаясь к нему, радуйтесь вашим совместным находкам. Не навязывайте ребенку сво­их действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если малыш не понимает смысла замещения, не настаивайте на нем. Переж­дите несколько дней и предложите игру снова. Ребенок должен внут­ренне созреть для этой сложной деятельности.
     Постепенно вам нужно ограничивать свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время он уже не будет нуждаться в вашем непременном участии. И все же, присутствие взрос­лого, его внимание еще долго будут необходимы ребенку, потому что он не всегда сам может оценить достигнутое.
     Открывая ребенку увлекательный мир игры и помня о том, что она должна доставлять малышу прежде всего удовольствие, родители могут вводить в нее элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие и память. Особенно благотворны в этом отношении игры, в которых ребенок осваивает различные фор­мы, размеры, цвета и соотношения предметов. Например, берут боль­шую и маленькую куклы. Их кормят из посуды разных размеров, укладывают спать на большой и маленькой кроватках, обыгрывают забавные ситуации, когда, скажем, шапочку маленькой куклы "по ошибке" надевают на голову большой. Постепенно малыш усвоит понятие "большой" и "маленький", научится сравнивать предметы по величине. Дома такая игра может разворачиваться на кухне, где мама готовит еду для семьи, а малыш рядом с ней - для своих кукол и зверей. Игра в "большое" и "маленькое" на некоторое время может стать увлечением ребенка.
    Точно так же дети осваивают и понятие цвета. В раннем возрасте они различают красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый цвета. Разложив на столе кукольную одежду разных цветов, скажите от лица куклы, что она сегодня хочет надеть красное платьице и красные туфельки. Вместе с ребенком найдите эти предметы, на­деньте их на куклу, повторяя название цветов. Набор цветов посте­пенно расширяйте. Важно только не перегружать память малыша слиш­ком большим объемом информации и не вводить одновременно не­сколько новых понятий. Если ребенок не сразу запоминает их, не нужно ругать его, заставлять принимать правильное решение. Каж­дый малыш развивается своим, индивидуальным путем и рано или поздно научится всему. А порицания или оскорбления могут надолго отбить у него охоту играть. Если вы чувствуете, что ребенок еще не готов к усвоению нового, не огорчайтесь, не требуйте от него невоз­можного. Попробуйте поиграть в ту же игру через неделю, месяц, за это время малыш может "созреть" для нее и легко понять то, что вы упорно и безнадежно пытались в него вложить.  
   Иногда родители огорчаются и сердятся из-за того, что дети не­верно называют цвета. Не тревожьтесь и не сердитесь. В раннем возрас­те существует расхождение между узнаванием цвета и называнием его. Адекватное обозначение цвета словом возникает позднее. Поэтому ис­правляйте ошибку ребенка, но не требуйте от него слишком многого.
    Уже с 1 года в игру можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов. Очень полезны в этом отношении на­боры строительных материалов. После того как ребенок вдоволь наи­грается с ними доступными для него способами, предложите ему построить домик из кубиков для собачки, машинку, стол, стулья для кукол и пригласить их в гости. Ваша фантазия подскажет вам разные сюжетные ходы в этом направлении. Не следует строить громоздкие сооружения, во время такого строительства ребенок может потерять цель игры или утомиться. Для начала можно использовать 2-3 эле­мента конструктора, например кубик и параллепипед, позднее доба­вить к ним призму. Естественно, ребенку не нужно знать научные названия этих предметов. Пусть он называет их по аналогии с теми предметами, которые ему знакомы: кубик, кирпичик, крыша.
   

К концу раннего возраста в игру можно вводить элементы роле­вого поведения. Это означает, что ребенок, выполняя те или иные действия, воображает себя кем-то отличным от самого себя: мамой, папой, врачом и т. п. Расцвет ролевой игры приходится на дошколь­ный возраст. Но уже на 3-м году жизни малыша можно постепенно подводить к осознанию некоторых ролевых позиций. Например, на­блюдая за игрой ребенка, вы можете сказать: "Машенька, ты, как мама, кормишь свою дочку". Эти простые слова помогут девочке по-новому взглянуть на то, что она делает.
 
 
ДОБАВЬ в закладку
Форма входа
ДРУЗЬЯ САЙТА
Заработок в Интернете

Фильмы про путешествия
НОВОСТИ сегодня
СКАЗКИ про деток

Kод для $10 скидки: GN930
Последние статьи
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт Hewlett Packard - Аэропорт (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт телевизора на дому - метро Теплый Стан (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Заправка картриджей ксерокса, метро Парк Победы (0)
[29.06.2010][Прочее]
Если в лесу сидеть тихо-тихо... (0)
[29.06.2010][Психология]
Как выжить в окружающем мире ? (0)
[29.06.2010][Чем нас кормят]
Тайны этикетки и двойные стандарты (0)
[29.06.2010][Опасно для здоровья]
Мы будем генетическими уродами? (0)
[04.05.2010][Дом. На правах рекламы]
Онлайн-словари в работе (0)
ПОДАРКИ