МЕНЮ
Категории раздела
МУЛЬТЫ он-лайн [8]
РОЛИКИ о здоровье [4]
Беседы с И.Ботневой [2]
ПОЛЕЗНО для женщин
ПОЛЕЗНАЯ РЕКЛАМА
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Rambler's Top100
Подготовка к активной речи
   
    Развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассив­ное (понимание) и активное (произнесение слов и предложений) владение словом.
   Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную. Так, на 7 - 8-м месяце жизни ребенок обычно понимает многие слова и узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. В 8 - 9 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с отдельными действиями. До определенного возраста число понимаемых слов значительно превосходит число активно произносимых. У некоторых детей этот период развития только пассивной речи сильно затягивается. Ребе­нок вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые, и хоро­шо выполняя их простые инструкции ("Дай", "Сядь", "Возьми"), может не произносить ни одного слова - либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И все-таки речь при этом развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит вне­запно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня высказывается развер­нутыми предложениями. И это понятно, ведь достаточно богатый запас слов становится актив­ным словарем ребенка. И бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, у кого первые слова появились еще в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном слова­ре ребенка всего 2-3 слова. Если он понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослых и узнает по названиям многие предметы, значит, его речевое развитие идет нормально, и рано или поздно ребенок заговорит. А вот как рано или насколько поздно, зависит от условий жизни ребенка.


   Для того чтобы ребенок перешел от пассивного понимания слов к собственной активной речи, необходимы по крайней мере три ус­ловия: эмоционально-теплое общение со взрослым; насыщение жиз­ни ребенка слышимой речью и появление интереса к слову; станов­ление собственной предметной деятельности. Остановимся на каж­дом из этих условий.
  Речь возникает и развивается как средство общения ребенка с другими людьми. Если у ребенка нет потребности в общении с окру­жающими, если он не тянется к разнообразным контактам с близки­ми людьми, речь возникнуть не может. Уже не раз в науке и практике воспитания было показано, что количество и качество эмоциональ­ного, или ситуативно-личностного, общения со взрослым существен­но влияет на сроки появления первых слов, темпы речевого развития ребенка. Поэтому помните: вступая в эмоциональное общение с мла­денцем, вы не просто развлекаете его, но и готовите к речевому развитию. 
  Остановимся подробнее на  не менее важном условии развития речи, которым является насыщение опыта ребенка слышимой речью. Ребенок слышит речь постоянно. Взрослые не только обращаются к ребенку, но и много разговаривают в его присутствии. К тому же звуковая среда, окружающая современного ребенка, буквально про­питана речевыми звуками - это и радио, и телевизор, и проигрыва­тель, и магнитофон. Но заметьте, далеко не всегда малыш слышит и различает речевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка только в том случае, если она включена в общение с человеком. Недостаточно, чтобы просто зву­чала пластинка или радио. Не умея анализировать громкие и ненуж­ные звуки, ребенок вскоре перестает воспринимать их и может даже на время оглохнуть, защищая себя от непонятного ему шума. Вос­приятие речи до полутора лет необходимо определенным способом организовывать. Для этого взрослые вовсе необязательно должны постоянно разговарить со своим малышом. Попробуйте вместе с ним послушать пластинку. На 5-7 минут включите какую-нибудь детскую сказку и слушайте ее вместе с ребенком, иногда поглядывая на него. Ваши сосредоточенность и интерес обязательно передадутся ему - он будет внимательно следить, как слушаете вы, и очень скоро научится слу­шать сам. У него появится желание поделиться своими впечатления­ми, и он будет тянуться к совместному восприятию. И пусть вас не смущает многократное прослушивание одной и той же пластинки. Чем дольше малыш будет вслушиваться в одну и ту же звучащую речь, тем больше радости переживает он от узнавания знакомых зву­ков, тем лучше он будет выделять и различать их.
  Слышимая речь должна вызывать у малыша желание "поговорить самому" - произносить лепетные звуки, напоминающие настоящую речь. Обычно после правильно организованного прослушивания на­блюдается взрыв голосовой активности. Ребенок как бы начинает понимать, что обращаться ко взрослому лучше всего с помощью го­лоса. Для малыша слышимая речь неотделима от конкретного человека. Причем не обязательно этот человек должен постоянно говорить. Иногда достаточно его молчаливого присутствия. Но доброжелатель­ное внимание, взгляд в глаза и сосредоточенность на слышимой речи необходимы. Вне присутствия конкретного человека, без его участия слышимая речь не воспринимается ребенком и не ведет к его речево­му развитию. Слушая речь окружающих, ребенок начинает выделять отдель­ные слова и различать фонемы родного языка, то есть вычленять близкие по звучанию, но разные по смыслу слова. Понятно, что без такого фонематического слуха восприятие и понимание речи вообще невозможно.
   Для развития фонематического слуха можно проводить с малышом специальные игры. Приведем в качестве примера одну из них. Взрослый садится за стол напротив ребенка, в руках у него две игрушки - кукла Шура и кошка Мура. Игрушки прячутся от ребенка за стол. После того как взрослый говорит слово "Шура", с левой стороны стола "выходит" кукла и "разговаривает" с малышом, а потом прячется. После слова "Мура" с правой стороны стола садится кош­ка, которая также "обращается" к ребенку, мяукает и исчезает. Через несколько таких "визитов" ребенок уже знает, что Муру нужно ждать справа, а Шуру - слева, и после соответствующих слов, если он их, конечно, различает, сразу поворачивает голову в нужную сторону. Детям очень нравятся такие игры, и скоро они начинают сами звать их героев по имени.
   Третье необходимое условие нормального развития активной речи - это становление предметной деятельности малыша и его делового сотрудничества со взрослыми. Для того чтобы ребенок сам, по своей инициативе, начал говорить, у него должна возникнуть потребность в этом. Она складывается из потребности в общении со взрослым и нужды в каком-то предмете. Ни то ни другое в отдельности к слову еще не ведет. Малыш может успешно общаться со взрослыми безо всяких слов, обмениваясь улыбками и вокализациями, - родители и так все понимают. Он способен подолгу заниматься с игрушками, не испытывая никакой нужды в их назывании. Если такую нужду не создаст взрос­лый. Задачу "сказать что-то" ставит перед ребенком именно он. А потребность в сотрудничестве побуждает ребенка принять эту задачу и сказать нужное слово. Общение со взрослым по поводу предметов и предметные действия, включенные в общение, создают для ребенка необходимость назвать нужный предмет, самому произнести слово. Таким образом, если ребенок тянется ко взрослому и к совмест­ной деятельности с ним, если он любит заниматься с предметами, если он внимательно слушает взрослого и повторяет за ним отдель­ные слова - можно считать, что он готов к активной речи и совсем скоро заговорит. Однако и в этом случае переход к активной речи может несколько затянуться.
   Для активизации речевой способности можно провести своего рода "обучение" ребенка. Попробуйте отодвинуть нужную и привлекательную для малыша игрушку так, чтобы он сам не мог дотянуться до нее. Это, естествен­но, вызовет у него стремление достать желанный предмет. В ответ на его попытки дотянуться до игрушки отчетливо произносите ее назва­ние: "ляля", или "миша", или "машина". Не давайте игрушку до тех пор, пока он сам не попытается назвать ее. Сначала ребенок будет изо всех сил тянуться к игрушке и выражать свое нетерпение. Потом его усилия переключатся на вас: скорее всего, он будет указывать пальчиком на предмет и своим гневным лепетом "дай-дай-дай" пы­таться выпросить его. И только на третьем этапе возникнет интерес к слову. Он проявится прежде всего в том, что ребенок начнет смотреть на ваши губы и вслушиваться в то слово, которое вы произносите. Поэтому выговаривайте слово отчетливо, с ярко выраженной и даже утрированной артикуляцией, чтобы малыш сразу обратил внимание на движения ваших губ. Сосредоточенность на артикуляционном ап­парате - важный признак того, что слово выделилось в сознании ребенка и стало предметом его внимания, а это значит, что совсем скоро он сам его произнесет.
   Первое слово приносит ребенку огромную радость. И малыш по­вторяет его снова и снова, а иногда даже предпочитает словесную игру желанной раньше игрушке. Лишь пройдя все три этапа, дети в 1,5 - 2 года начинают активно называть предметы,- когда в этом возникает потребность, а не просто подражать взрослому. Если ребенок остановится на первом этапе и будет стремиться только овладеть игрушкой, название предмета он не произнесет. Значит, нужно привлечь внимание к звучащему слову. Здесь полезны игры типа "Скажи: Миша", "Скажи: тик-так"... Хотя они не ведут к самостоятельной речи и далеко не всегда инициируют прямое копирование образца, но зато вызывают интерес к шевеля­щимся губам взрослого, к его артикуляции и помогают установить связь между словом и предметом, подготавливая ребенка к произне­сению нового слова.
    Достаточно часто задержка в развитии активной речи связана с тем, что родители удовлетворяют абсолютно все желания малыша, угадывая их по первому взгляду или жесту. Можно вспомнить извес­тный анекдот про мальчика, который до 5 лет молчал, и родители считали его немым, но однажды за завтраком он сказал, что каша недостаточно сладкая. Когда удивленные родители спросили его, по­чему же он раньше ничего не говорил, он ответил, что раньше все было в порядке и говорить было не о чем. Конечно же, первые слова ребенка очень непохожи на речь взрос­лого человека. Не только потому, что малыши обычно неправильно произносят многие звуки, но и потому, что функция этих слов в жизни ребенка существенно иная.


 
 
ДОБАВЬ в закладку
Форма входа
ДРУЗЬЯ САЙТА
Заработок в Интернете

Фильмы про путешествия
НОВОСТИ сегодня
СКАЗКИ про деток

Kод для $10 скидки: GN930
Последние статьи
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт Hewlett Packard - Аэропорт (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт телевизора на дому - метро Теплый Стан (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Заправка картриджей ксерокса, метро Парк Победы (0)
[29.06.2010][Прочее]
Если в лесу сидеть тихо-тихо... (0)
[29.06.2010][Психология]
Как выжить в окружающем мире ? (0)
[29.06.2010][Чем нас кормят]
Тайны этикетки и двойные стандарты (0)
[29.06.2010][Опасно для здоровья]
Мы будем генетическими уродами? (0)
[04.05.2010][Дом. На правах рекламы]
Онлайн-словари в работе (0)
ПОДАРКИ