МЕНЮ
Категории раздела
МУЛЬТЫ он-лайн [8]
РОЛИКИ о здоровье [4]
Беседы с И.Ботневой [2]
ПОЛЕЗНО для женщин
ПОЛЕЗНАЯ РЕКЛАМА
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Rambler's Top100
Истоки сюжетной игры
 
    Сюжетной называется игра, в которой ребенок изображает ка­кие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрос­лых. В сюжетной игре малыш создает воображаемые ситуации и дей­ствует в них, переносит свойства одних предметов на другие. Сюжет­ная игра - это особый вид предметной деятельности, когда дети по-новому осознают мир предметов и человеческих отношений. В сюжетной игре они стремятся вступить в действенные связи не толь­ко с доступными им вещами, но и с теми, которыми владеет взрос­лый, - стараясь быть похожими на него. Для сюжетной игры необхо­димы две предпосылки.          


      Первая - разнообразные впечатления. Малыш, ограниченный тес­ными рамками кроватки или манежа, не знающий назначения и на­звания простых вещей из повседневной жизни, лишается самой ос­новы для ее воссоздания в воображаемой ситуации. А ведь любая фан­тазия, как бы далеко она не увлекала человека от реальности, всегда строится на элементах действительности. Наблюдения и эксперимен­ты показывают, что дети, растущие в домах ребенка и лишенные возможности прикоснуться к жизни взрослых, вплоть до школьных лет не знают, откуда берется еда и одежда, как выглядит кухня, как работает магазин или стройка, что такое холодильник или сервиз, представляют картошку только в виде пюре и не знают, как сделать чай сладким. В этом кроется одна из причин того, что дети, воспиты­вающиеся в таких учреждениях, почти не умеют играть. Ребенку, обделенному знаниями и впечатлениями жизни, не из чего черпать материал для фантазии.
      Вторая предпосылка - это умение ребенка подражать действиям взрослого. Умение и желание действовать, как взрослый, возникает только тогда, когда у малыша сформирована потребность в общении с ним, готовность быть на него похожим.
      Итак, игровые действия в сюжетной, игре отражают реальные предметные действия. А есть ли различия между такими действиями? Да, есть и очень существенные. Приведем пример. Двухлетний ребенок сидит за столом и обедает. Он, пусть с тру­дом и потерями, старается держать ложку таким образом, чтобы ее содержимое не выливалось в тарелку или на стол. Его задача - пра­вильно выполнить действие и съесть то, что находится в тарелке. Но вот перед нами другая ситуация. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним - кукла и игрушечная посуда. Ребенок сознает, что в этой посуде нет настоящей пищи и кормление куклы носит услов­ный характер. Его занимает процесс кормления, а действие ложкой не требует тщательного исполнения, здесь достаточно беглого дви­жения руки, чтобы "накормить" куклу. В этой ситуации не важно, держит ли ребенок в руке ложку, - он может поднести к лицу куклы пустую ладошку или палочку, и игра будет продолжаться. В игровом действии он манипулирует значениями вещей и овладевает общим рисунком их употребления в ситуациях, не связанных с прагмати­ческими целями. Смысл игры при этом концентрируется на самом действии с предметами.
      Как развивается сюжетная игра в раннем возрасте? В начале 2-го года жизни ребенок использует игрушку так же, как и любой другой предмет, которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, засовывает в различные емкости, по­знает с помощью действий ее физические свойства. Постепенно на протяжении года дети усваивают игровое назначение предметов: кор­мят куклу, укладывают ее спать, моют посуду - словом, отражают в игре некоторые жизненные явления.
       Со временем дети переносят действия с одного предмета на дру­гой, похожий на него. Например, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то в полтора года он начинает укачивать и медведя, и собачку, которые есть в его иг­ровом уголке. Перед нами пока еще очень простые, но уже обобщен­ные действия, в которых малыш выступает в роли мамы, хотя еще и не осознает этого. Это так называемая "роль в действии", полное осознание которой произойдет позднее, уже в дошкольном периоде. На 2-м году жизни ребенок может кормить куклу из любого прибо­ра, находящегося на столе, но наделить свойствами отсутствующего предмета какой-либо другой предмет еще не может. Если, к примеру, вы попросите 2-летнего малыша дать кукле конфетку, которой нет на столе, он скорее всего ответит, что конфетки здесь нет, в то время как 3-летний ребенок сразу же отыщет кубик или шарик и без разду­мий скажет: "Вот конфетка, возьми". Таким образом, на 2-м году жизни воображаемая ситуация, которую создает путем подбора игру­шек взрослый, только начинает зарождаться.
     Что еще отличает игру ребенка 2-го года жизни? Расставьте перед ним атрибуты игры в кормление и уход за куклой и понаблюдайте, что будет. Скорее всего, вы увидите беспорядочные и разрозненные действия: малыш будет подносить ко рту куклы ложку, чашку, а уви­дев расческу, вдруг прервет кормление куклы и причешет ее; возьмет кастрюльку и начнет складывать в нее все, что попадется под руку; вспомнив про куклу, снова примется причесывать. И так до беско­нечности. Словом, элементы игры здесь переплетаются с манипуля­циями, одно действие не следует из другого. Они не доводятся до конца. Это происходит потому, что 2-летний ребенок еще не спосо­бен выстроить логическую цепочку жизненной ситуации, с которой в реальной действительности справляется с помощью взрослого.
    Постепенно в игру включается все больше предметов, действия с ними становятся все более свободными, целенаправленными, увле­кательными и... последовательными. И тут происходит еще одно кар­динальное изменение игры. Для того чтобы кормить куклу, ребенку нужна пища. При мытье посуды - вода, а для стирки белья - мыло. И тогда у него впервые возникает потребность заменить недостающие предметы и действия воображаемыми. Это бывает на 3-м году жизни. Ребенок начинает использовать один предмет вместо другого, отсут­ствующего, или же обозначать его словом. Как правило, недостающие предметы замещаются полифункциональными игрушками: ку­биками, шариками, палочками.
    Давайте посмотрим на фрагмент игры ребенка 3-го года жизни. За столиком сидит Света, которой исполнилось 2 года и 4 месяца. Радо­стно оглядев игрушки, она взяла зубную щетку и принялась что-то искать, перебирая предметы и спрашивая себя: "Где же зубная паста?" Наконец она выбрала из множества игрушек плоскую пластмас­совую деталь от конструктора и удовлетворенно произнесла: "Вот она". Аккуратно "выжимая" из нее на щетку "зубную пасту", стала старательно чистить кукле зубы. Затем взяла нож и начала намазывать что-то на деревянный шарик. На вопрос взрослого, что она делает, Света ответила: "Масло намазываю на хлебушек, она хочет кушать". Вслед за этим девочка принялась бить ложкой по "яичку" (другому шарику) и кормить куклу. Насадив на палочку вершину от пирмики, девочка протянула ее кукле: "На, ешь сосиску". Решив, что в таком виде есть сосиску трудно, Света "перерезала" ее ножиком, подула на нее и снова принялась кормить куклу. Собрав посуду, Све­та поморщилась и обратилась к бабушке: "Мыть посуду надо, гряз­ная посуда, а где раковина?" Не получив ответа, девочка поставила посуду на маленький стульчик и стала ладошкой мыть тарелки, точ­но имитируя действия бабушки и матери.
     На первый взгляд, описанный эпизод довольно прост, но в нем содержатся все основные элементы игры, характерной для этого воз­раста. Прежде всего девочка увлечена своим занятием, без чего игра вообще не может существовать. В ее действиях прослеживается определенная логика, ни одно из них не повторяет предыдущего, игра динамична. И наконец, малышка многократно использует достаточ­но сложные замещения, обыгрывая их каждый раз по-новому.
      К концу раннего возраста ребенок в игре непременно прибегает к замещениям. Малыш, открывший для себя возможность их исполь­зования, легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что ему требуется для сюжета. Дети свободно меняют функции предметов, иногда даже не обращая внимания на их сходство с заме­щаемым объектом. При этом один и тот же предмет может выполнять сразу несколько функций. Такая гибкость замещений дает ребенку возможность довольно долго развивать сюжет даже с небольшим на­бором игрушек.


 
 
ДОБАВЬ в закладку
Форма входа
ДРУЗЬЯ САЙТА
Заработок в Интернете

Фильмы про путешествия
НОВОСТИ сегодня
СКАЗКИ про деток

Kод для $10 скидки: GN930
Последние статьи
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт Hewlett Packard - Аэропорт (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт телевизора на дому - метро Теплый Стан (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Заправка картриджей ксерокса, метро Парк Победы (0)
[29.06.2010][Прочее]
Если в лесу сидеть тихо-тихо... (0)
[29.06.2010][Психология]
Как выжить в окружающем мире ? (0)
[29.06.2010][Чем нас кормят]
Тайны этикетки и двойные стандарты (0)
[29.06.2010][Опасно для здоровья]
Мы будем генетическими уродами? (0)
[04.05.2010][Дом. На правах рекламы]
Онлайн-словари в работе (0)
ПОДАРКИ