МЕНЮ
Категории раздела
МУЛЬТЫ он-лайн [8]
РОЛИКИ о здоровье [4]
Беседы с И.Ботневой [2]
ПОЛЕЗНО для женщин
ПОЛЕЗНАЯ РЕКЛАМА
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Rambler's Top100

Нарушение речевого развития

 
 
   Срок и темпы овладения речью у каждого ребенка очень индиви­дуальны. Уже не раз психологи пытаются установить, сколько слов должны говорить дети разного возраста. Однако эти попытки оказа­лись тщетными, потому что у детей от года до трех слишком большие различия, которые в более позднем возрасте сглаживаются. Само по себе количество произносимых слов еще мало о чем говорит. Важно, чтобы развитие речи шло по правильному пути. Но если ваш ребенок до 2 лет не произносит ни единого слова, следует внимательнее при­смотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит.
 


  Причины задержки речи могут быть различными. Попытаемся рас­смотреть самые типичные варианты речевых трудностей в раннем возрасте и дать рекомендации, как их преодолеть.
 
 Задержка на стадии называния. Некоторые дети не используют речь в своих играх, в общении со взрослыми, они предпочитают общаться жестами, требовательными возгласами, указательными жестами. Они любят молчаливые игры, не требующие контактов с людьми. Отсутствие активной речи невротизирует ребенка, он стано­вится капризным, выражает свое недовольство плачем и криком. Вместе с тем эти ребятишки с удовольствием повторяют за взрослым названия различных предметов и многие речевые звуки. Но сами, по своей инициативе, не говорят. Так обычно бывает, когда ребенок произносит слово только под влиянием образца взрослого, а собственного отношения к слову у него не возникает. В этом случае вам нужно развивать сразу несколько сторон дея­тельности ребенка. Во-первых, нужно активно использовать речь в предметных действиях. Для этого сопровождайте показ предметных действий рассказом. Во-вторых, организуйте сотрудничество с ребенком по типу "да­вай вместе" (катать мячик или машинку друг к другу, нагружать ку­биками игрушечный грузовик), чтобы вызвать у малыша потребность в совместных действиях. И, в-третьих, как можно больше разговаривайте с ребенком. Не учите его говорить, а именно разговаривайте: читайте книжки с кар­тинками, рассказывайте о его и своих действих, вместе наблюдайте за окружающими - словом, используйте все те приемы, о которых говорилось здесь.
 
Задержка на стадии эмоционального общения. Задержки такого рода возникают тогда, когда общение с родителями до 2 лет сводится лишь к выражению взаимной любви, обмену ласками и улыбками. Для подобного общения речь не нужна. Можно просто улыбаться взрос­лому, принимать его доброжелательное внимание и "объясняться" с помощью младенческих вокализаций - взрослые и так все понимают. Слово в прямом смысле здесь лишнее. Для исправления такого поло­жения и для появления активной речи необходимо создать потреб­ность в слове. Эта потребность возникает в предметном сотрудниче­стве ребенка со взрослым.
 
Фиксация на предметных действиях. Фетишизация предметов также может стать причиной трудностей в овладении речью. Но это трудно­сти другого характера. Дети бесконечно, но однообразно манипули­руют предметами, сосредоточены на них и обнаруживают достаточно тонкие двигательные умения. Однако они все время молчат и как бы "выпадают" из общения с окружающими. Такие дети практически не обращают внимания на взрослых: не смотрят им в глаза, не выпол­няют их просьб, не радуются при появлении мамы или папы. Даже свой протест малыши выражают в пустоту или игрушке, но только не близкому человеку. Отсутствие необходимых эмоциональных связей с людьми проявляется и в стремлении делать все самому: взрос­лый как партнер по совместной деятельности им совершенно не ну­жен. Поэтому предметные манипуляции таких детей, как правило, весьма бедны и однообразны. В этом случае попытайтесь вернуться к непосредственному эмо­циональному контакту с ребенком. Ласковые поглаживания по го­ловке, обращения по имени, положительная оценка всех действий, доброе внимание к занятиям ребенка, зрительные контакты с ним могут привлечь малыша ко взрослому. Стоит вспомнить младенчес­кие игры без предметов. Например, взрослый может спрятаться или  спрятать лицо ребенка, а потом обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в "Сороку-ворону", и "Ладушки", и другие простые игры.
 
Немаловажно и то, как взрослый вводит в жизнь ребенка различ­ные предметы и игрушки. Если их очень много, то следует оставить лишь те, с которыми можно обращаться как с живым существом: куклу - жалеть, кормить, называть по имени; обезьянку - лечить или укладывать спать. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному. Если ребе­нок не проявляет никакого интереса к сотрудничеству, попробуйте в его присутствии поиграть с другим партнером. Два взрослых могут катать тот же мячик, по-детски радуясь. Скорей всего малыш захочет немедленно занять место одного из них. Ребенка могут увлечь игры с имитацией. Взрослый говорит в его присутствии за разных зверюшек, а ребенок с энтузиазмом повторя­ет слова вслед за ним. Если же все ваши усилия оказываются бесполезными, и ребенок по-прежнему, не обращая внимания на взрослых и не глядит им в глаза, продолжает однообразно манипулировать предметами, это уже тревожный симптом. Такое поведение - явный признак раннего дет­ского аутизма, который все чаще встречается у наших детей. В этом случае малыша нужно показать специалистам.
 
"Детские слова". Ребенок может вплоть до 3 лет изъясняться с помощью специфических детских слов типа "бу-бу", "люля", "нюка", что, конечно же, препятствует нормальному речевому развитию. При­чина частого употребления таких слов в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь части слова и чаще всего его окончания. Поэтому взрослому необходимо неукоснитель­но соблюдать одно правило: после полугода не употреблять в своей речи различные "бо-бо" или "ням-ням", а стараться четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения. Попытки сказать слово правильно бывают у малыша очень забавными. Результаты его стараний не всегда видны взрослым. Согласно принятым возрастным нормам, дефекты в произношении речевых звуков считаются возможными и нормальными до 5 лет.
 
Стремительность речевого развития. Этот тип нарушения нормаль­ного речевого развития противоположен всем предыдущим. Он отли­чается тем, что развитие речи не только не задерживается, но и опе­режает все возрастные нормы. Уже в год ребенок вдруг начинает го­ворить почти развернутыми правильными предложениями, исполь­зуя сложные и совсем не детские слова. Сколько гордости у родителей вызывает такое говорящее чудо! Как приятно демонстрировать зна­комым необыкновенные способности своего малыша. Его учат, ему  читают книжки, ставят пластинки, и он все понимает и с интересом слушает. Но иногда такой маленький вундеркинд почему-то плохо спит, становится вялым и капризным, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что слабая, еще неокрепшая нервная систе­ма малыша не справляется с потоком информации, который обру­шивается на него. Ему трудно перестроиться и за несколько месяцев превратиться из младенца во взрослого человека. Повышенная возбу­димость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что не­рвная система малыша переутомлена. Значит, ребенку необходим от­дых, свобода от лишних впечатлений, прежде всего речевых. С ним нужно больше гулять, играть в простые детские игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.
 
Болезни ребенка и речь. Как вы только что видели, отставание в развитии речи может иметь обратимый, функциональный характер. Его следует отличать от системных стойких речевых расстройств у детей с органическим поражением мозга, в том числе и с минималь­ной мозговой дисфункцией. Кроме того, отставание в развитии речи может быть одним из начальных проявлений различных нервно-пси­хических расстройств. Запаздывание в овладении речью может сочетаться с регрессом психомоторики, когда ребенок начинает утрачивать ранее приобре­тенные навыки, что встречается при различных наследственных бо­лезнях. Прежде всего это характерно для раннего детского аутизма, а также более редких нервно-психических заболеваний (например, для синдрома Ретта). Следует также особо обратить внимание на сочетание отставания в развитии речи с судорожным синдромом.
 
В возрасте от 2 до 3 лет может наблюдаться выраженная неравно­мерность в развитии речи: понимание речи нередко соответствует возрасту, развитие же экспрессивной или моторной ее стороны от­стает или происходит неравномерно, рывками, при недостаточной согласованности работы артикуляционного, дыхательного и голосо­вого аппаратов или сочетается со слабостью артикуляционных дви­жений. Эти особенности речевого развития, а также характерные эмо­ционально-поведенческие отклонения в виде упрямства, негативиз­ма могут привести к возникновению так называемого эволютивного заикания (заикания развития). Подобное заикание может появляться при перегрузке ребенка речевой информацией и эмоциональными впечатлениями. При возникновении заикания родителям следует обязательно обратиться за консультацией к врачу-психоневрологу и логопеду.
На этом возрастном этапе может возникнуть так называемый мутизм - от речевого общения, а также речевой негативизм, ког­да ребенок крайне неохотно вступает в речевое общение, отвечает собеседнику односложно после длительной стимуляции. Речевой негативизм наиболее часто встречается у детей, отстающих в развитии речи, а также при начавшемся заикании, когда родители принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на дефектах его произношения и речевых запинках. Малыш в этих ситуациях может отказаться разговаривать, так он протестует против чрезмерно высоких для него требований взрослых.
 
Отставание в развитии речи часто наблюдается у детей с ослабленно нервной системой, что может быть обусловлено инфекциями, интоксикациями, травмами головного мозга, перенесенными внутриутробно, во время родов или младенчестве. В ряде случаев такое отставание может сочетаться с замедленным темпом психического развития. При этом у малыша отстает формирование активной речи.
Ребенок  недостаточно хорошо понимает обращенную к нему речь, не любит слушать сказки. Он повышенно возбудим или, наоборот, заторможен, неловок, не умеет самостоятельно играть. С таким малышом небходимо как можно раньше проводить специальные игровые занятия, направленные на развитие понимания обращенной речи, стимулировать звукоподражание, формировать зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие (восприятие движений) и организовывать его поведение. Самое же главное - больше с ним играть с ним.
 
Необходимой предпосылкой становления моторной речи является - развитие артикуляционных движений, совершенствование общей моторики ребенка и особенно тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Поэтому отставание в развитии речи может наблюдаться у детей с двигательной недостаточностью, особенно у детей церебральным параличом.
 
Если у ре5енка нарушения артикуляции выражены нерезко, то некоторые упражнения для ее развития, а также формирование фонематического восприятия могут проводить сами родители. Напри­мер, малышу можно предложить игру в котенка: "Ну-ка, Алешень­ка, покажи маме, как котенок лакает молочко", - и ребенок быстро выбрасывает и втягивает язык. "А теперь давай поиграем на губах", - ритмично и мягко постукивает пальцем по нижней губе, произ­нося звук "Б". "Поцокаем, как лошадка", - мама, а вслед за ней и малыш прищелкивают языком...
 
Плезно также использовать специальные упражнения для раз­вития голоса и речевого дыхания. Например, петь вместе с малышом, растягивая гласные звуки. В этом разделе вы можете скачать дополнительные материалы для занятий с ребенком.
Для тренировки высоты и тональности полезно проводить с малышом инсценировки знакомых сказок. Фонематическое восприятие можно развивать так. Малышу пред­лагают два предложения, в которых есть похожие по звучанию слова. Например, мама показывает картинку, на которой изображены миш­ка в лесу и мышка в норке. Затем она начинает предложение и просит ребенка закончить его: "В лесу бродит... мишка, в норке прячется... мышка". Ребенок смотрит на картинку и произносит соответствую­щие слова. Так же работают над произношением и других сходных по звучанию слов. Проводятся также занятия, в которых одновременно тренируется фонематическое восприятие и звукопроизношение. Например, мама спрашивает малыша: "Как поет водичка?" И отвечает: "С-с-с". "Как шипит змея?" И отвечает вместе с малышом: "Ш-ш-ш". Затем малыш выполняет эти упражнения самостоятельно.
 
Итак,  нарушения речевого развития весьма раз­нообразны. Но для того чтобы получить совет психолога или врача, вы должны внимательно наблюдать за ребенком. Только на основе таких наблюдений можно попытаться понять причину волнующих вас отклонений в развитии малыша и помочь ему.


 
 
Источник "Энциклопедия для мам и пап"
 
 
ДОБАВЬ в закладку
Форма входа
ДРУЗЬЯ САЙТА
Заработок в Интернете

Фильмы про путешествия
НОВОСТИ сегодня
СКАЗКИ про деток

Kод для $10 скидки: GN930
Последние статьи
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт Hewlett Packard - Аэропорт (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт телевизора на дому - метро Теплый Стан (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Заправка картриджей ксерокса, метро Парк Победы (0)
[29.06.2010][Прочее]
Если в лесу сидеть тихо-тихо... (0)
[29.06.2010][Психология]
Как выжить в окружающем мире ? (0)
[29.06.2010][Чем нас кормят]
Тайны этикетки и двойные стандарты (0)
[29.06.2010][Опасно для здоровья]
Мы будем генетическими уродами? (0)
[04.05.2010][Дом. На правах рекламы]
Онлайн-словари в работе (0)
ПОДАРКИ