МЕНЮ
Категории раздела
МУЛЬТЫ он-лайн [8]
РОЛИКИ о здоровье [4]
Беседы с И.Ботневой [2]
ПОЛЕЗНО для женщин
ПОЛЕЗНАЯ РЕКЛАМА
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Rambler's Top100
Как помочь ребенку заговорить
 
      Многие родители для того, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему побольше словесных образцов: "Скажи - часы, скажи - ложка..." К великой радости взрослых, многие малыши уже в 8 - 9 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные слова и даже выражения, потрясая всех своими "необыкновенными"способностями. Конечно, такие игры стимулируют подража­ние речевому образцу. Но развивают ли они речь ребенка?
    Долгое время было принято считать, что подражание чуть ли не единственный источник речевого развития, а игры в "скажи-скажи" - основной метод обучения речи. Однако, несмотря на впечатляю­щую простоту этого метода, его эффективность весьма сомнительна. Наблюдения и более внимательный анализ показывают, что прямой связи между подражанием и активной речью ребенка вовсе нет. Ма­лыш может легко воспроизводить то или иное слово, но вместе с тем никогда не употреблять его самостоятельно, в реальной ситуации. К тому же подражание у маленьких детей часто носит отсроченный характер: ребенок может воспроизвести услышанное слово лишь спустя некоторое время, когда взрослый уже забудет о том, что сам учил ему своего малыша. Очень часто упорные попытки добиться от своего ребенка повторения какого-либо слова оканчиваются ничем. Он про­износит в ответ нечто совершенно иное: его просят сказать "лампа", а он говорит "буль-буль". А то и вовсе молчит, и лишь спустя неде­лю, а порой и позже, при совершенно других обстоятельствах, в его речи вдруг появляется это долгожданное слово. Получается, что связь между речью и подражанием далеко не прямая и не простая.
   Воспроизведение речевого звука еще не есть собственное слово ребенка. В то же время первые слова, как мы уже говорили, очень часто совершенно непохожи ни по своему звуча­нию, ни по своему значению на слова взрослого. И тем не менее, подражание - необходимое условие овладения речью. Ведь дети все­гда говорят на том языке, на котором говорят их родители. Но рече­вые звуки не просто механически повторяются ребенком, а выража­ют и отражают его собственные впечатления, его действия, его отно­шения, благодаря чему они становятся собственными словами ма­ленького человека, а не детскими копиями слов взрослых.
   Поэтому, пытаясь помочь своему ребенку быстрее и лучше заговорить, родите­лям не только нужно заботиться о правильном произношении слов малышом, но и прежде всего стремиться к тому, чтобы ребенок ак­тивно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нем и выра­жал свои, именно свои, впечатления посредством речи. Ниже приведены несколько приемов, направленных на разви­тие речи, которые можно использовать при занятиях с детьми в воз­расте от года до 3 лет. Все они основаны на включении речи ребенка в его действия, общение со взрослым и восприятие разнообразных впечатлений.


   Совместное рассматривание предметов. Взрослый вместе с ребен­ком наблюдает за каким-нибудь объектом - живым или игрушечным. При этом взрослый выразительно рассказывает о том, что видит ре­бенок. Например: "Смотри, какая киса, какие у нее лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у нее мягкая шубка. Давай ее позовем: "Киса, киса, иди сюда". Или: "Смотри, какая машинка! У нее колесики, вон какие дверцы, окошки, она может вот как ездить по столу... По­ехала машинка, давай скажем вместе - поехала машинка" и пр. Рас­сматривание предметов необходимо сочетать с активными действия­ми самого ребенка, чтобы слово у него связывалось с собственными действиями и ощущениями. Это способствует созданию более яркого и отчетливого образа предмета. Всякие проявления активности или интереса к предмету, как и попытки произнести его название, обя­зательно нужно поддерживать и поощрять.
 
  Чтение потешек. Взрослый многократно повторяет малышу про­стенький стишок или потешку ("Ладушки", "Сороку-ворону", детс­кие стихи А. Барто, " Курочку-Рябу" и т. д.). Когда текст уже достаточ­но хорошо знаком ребенку, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. На­пример: "Я люблю свою... лошадку". Или: "Жили-были дед... и баба". Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок "подсказы­вает" взрослому нужные слова. Обычно такое договаривание недоста­ющих слов приносит малышу большое удовольствие. Знакомство с новым действием. Новое для ребенка слово, обозна­чающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обо­значающими объекты или субъекты действия. Такой прием усиливает интерес к новому слову и закрепляет в памяти ребенка определен­ные словосочетания. Например, слово "клевать" можно вводить сле­дующим образом: "Сашенька кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют, и воробушки клюют, все птички клюют... Вот как они клю­ют..." Эти слова следует сопровождать рассматриванием соответству­ющих картинок или действиями с игрушкой, чтобы новое слово не было оторвано от своего значения. Во время купания можно знако­мить ребенка со словами "плавать" и "тонуть", показывая, как раз­ные хорошо знакомые игрушки сначала плавают, потом тонут, затем опять плавают. Благодаря удовольствию, которое получит малыш от такой игры, он наверняка лучше запомнит эти слова и поймет, что они означают.
 
 Рассматривание картинок. Взрослый вместе с ребенком рассмат­ривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. "Это кто? - спрашивает взрослый. - А это кто? Что он дела­ет?", "Агде птичка?", "Покажи дерево"... Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку.
Для детей постарше (на 3-м году жизни) вопросы взрослого могут быть более сложными. Например: "Куда пошел мальчик?", "Где сидит птичка?", "Что делают дети?", "Почему девочка плачет?" Для ответов на эти вопросы требуется не только узнавать знакомые предметы и действия, но и понимать сю­жет и смысл ситуации, изображенной на картинке.
 
Поручения. Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка - как пассивной, так и активной. Поручение взрослого должно быть понятно и доступно ребенку. И в то же время для его выполнения от малыша требуется определенная сосредоточенность, оно не должно выполняться механически. Наиболее простая просьба - принести игрушку, когда она лежит на виду и ничто не отвлекает от нее внимания ребенка. С таким поручением справляются уже мно­гие годовалые дети. Более сложное поручение - найти и принести игрушку, находящуюся сначала среди двух, потом трех- и более пред­метов. Еще труднее ребенку отыскать предмет, находящийся где-то в стороне. Малыша в возрасте старше 2 лет взрослый уже может попро­сить найти не один, а два предмета: "Принеси сначала мишку, а потом мячик". Так, постепенно усложняя поручения, ребенка при­учают регулировать свои действия словом. Для выполнения подобных заданий малыш должен не только понимать значения слов, но и удер­живать их в памяти на протяжении какого-то времени, что для ма­ленького еще очень трудно. Поэтому инструкции нужно повторять. Желательно, чтобы малыш и сам говорил, что ему нужно принести, а когда выполнит поручение - что он принес. Однако такого рода поручения можно давать только в том случае, если ребенок может и хочет их выполнить, если это доставляет ему удовольствие. И ни в коем случае нельзя заставлять детей делать то, чего они не хотят. Требовательность и нажим взрослого в подобных ситуациях могут иметь неблагоприятные последствия и, уж конечно, не приведут к желаемому результату.
 
Речевое сопровождение действий. Этот прием очень важен для по­строения у детей образа своих действий. Он состоит в том, что дей­ствия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными сло­вами. Например, когда малыш (1,5 - 2 года) бежит или танцует, он может говорить "топ-топ", когда стучит игрушечным молоточком -"тук-тук", когда рисует капли дождя - "кап-кап"... Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, который внимательно следит за действиями ребенка. Потом малыш вторит взрослому, и они уже вместе сопровождают звуками действия ребенка, а затем сам малыш и действует, и произносит звуки одновременно. В более старшем возрасте (после 2 лет) этот прием можно услож­нять и сопровождать действия детей уже не комплексом звуков, а развернутой речью. Для этого нужно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать ему вопросы о них: "Коля бежит, Коля умывается, Коля копает... Что Коля делает? Что Коля хочет?" Здесь хорошо также использовать народные игры, в которых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст подсказывает, что и в какой последовательности нужно делать. Например: "Заинька, топ­ни ножкой, заинька, бей в ладоши, заинька, повернись..."
 
Называние пространственных ощущений. Ребенка учат различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения, что не только обогащает словарь, но и развивает мыш­ление. Взрослый демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух игрушек (зайчик и мишка, или два утенка, или кукла и лисичка...). Игрушки то располагаются близко, то расходятся далеко, то одна забирается на другую (одна вверху, другая внизу), то одна убегает от другой (одна впереди, другая сзади). Ваши вопросы побуждают малыша осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. В такой игровой ситуации дети активно и с удовольствием усваивают каждое слово, которое вы произносите, поскольку им интересна игра. Их эмоциональная включенность в забавное зрелище - главное условие усвоения новых и достаточно трудных для них слов.
Однако подчеркиваем: обозначение пространственных отношений -очень трудная задача для малышей, предлоги и наречия они осваива­ют позднее. Поэтому такой прием обучения речи лучше использовать к концу раннего возраста (после двух с половиной лет).
 
Спектакль игрушки. Ребенку показывают простые и короткие сцен­ки с игрушками. Содержание сценок должно быть очень простым. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его, или кукла вышла на улицу гулять и замерзла без ботинок. Для такого спектакля пригодны самые обычные игрушки, и вовсе не обязательно приобретать реквизит для кукольного театра. Гораздо важ­нее, чтобы показ взрослого обязательно сопровождался словами, которые бы малыш узнавал. Ваш маленький спектакль должен вызы­вать у него сочувствие игрушкам и желание помочь им: вытереть мишке слезы, поискать вместе с куклой мячик, согреть ей ножки... Сразу после сценки можно спросить ребенка, что он видел. С помощью подсказок и вопросов взрослого, малыш по-своему может передать свои впечатления от увиденного. Например: "Миша упал, бо-бо" или "Мячик тю-тю, где мячик?". Эту игру лучше использовать на 3-м году жизни, когда в лексике детей уже достаточно слов, обозначаю­щих действия и состояния. Постепенно можно усложнять и разнооб­разить действия с игрушками, при этом сами игрушки лучше остав­лять теми же - скоро ребенок привыкнет к ним, они станут его лю­бимыми, и он сможет хорошо играть с ними сам.
Это всего лишь  несколько приемов, активизирующих речь маленьких детей. Конечно, их может быть значительно больше. Все зависит от вашей фантазии и желания общаться с ребенком. Однако при проведении занятий советуем вам учитывать следующее. Занятия должны быть интересны для малыша и приносить ему радость. Заставлять ребенка делать то, чего он не может или не хочет, недопустимо. Все приемы, направленные на развитие речи, включаются в соб­ственную деятельность малыша, в его интересы. Слова обязательно связаны с конкретными впечатлениями и активностью малыша. Пас­сивное повторение слов не ведет к развитию активной речи. Ребенок должен быть сосредоточен на том, что вы говорите и показываете. Продолжительность таких занятий - не более 3-5 минут. Дольше этого времени ребенок от года до трех не может удержать свое внима­ние на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях.


 
 
Источник "Энциклопедия для мам и пап"
 
 
ДОБАВЬ в закладку
Форма входа
ДРУЗЬЯ САЙТА
Заработок в Интернете

Фильмы про путешествия
НОВОСТИ сегодня
СКАЗКИ про деток

Kод для $10 скидки: GN930
Последние статьи
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт Hewlett Packard - Аэропорт (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт телевизора на дому - метро Теплый Стан (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Заправка картриджей ксерокса, метро Парк Победы (0)
[29.06.2010][Прочее]
Если в лесу сидеть тихо-тихо... (0)
[29.06.2010][Психология]
Как выжить в окружающем мире ? (0)
[29.06.2010][Чем нас кормят]
Тайны этикетки и двойные стандарты (0)
[29.06.2010][Опасно для здоровья]
Мы будем генетическими уродами? (0)
[04.05.2010][Дом. На правах рекламы]
Онлайн-словари в работе (0)
ПОДАРКИ