МЕНЮ
Категории раздела
МУЛЬТЫ он-лайн [8]
РОЛИКИ о здоровье [4]
Беседы с И.Ботневой [2]
ПОЛЕЗНО для женщин
ПОЛЕЗНАЯ РЕКЛАМА
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Rambler's Top100
Первое слово ребенка
 
    Вот прозвучало первое слово ребенка. Что называет или обозначает ребенок в первый раз? На этот воп­рос пытаются ответить не только ученые, но и родители. Так хочется запомнить первое слово малыша. Взрослым кажется, что оно должно быть связано с чем-то дорогим, нужным и любимым. Каждой матери хочется, чтобы то слово было "мама". А может быть, он назовет пер­вой любимую игрушку? Или произнесет свое имя, которое так часто слышит от взрослых? Но, как ни странно, ничего подобного, как правило, не бывает. Чаще всего вообще трудно поймать это первое слово и понять, что именно оно обозначает. Прежде всего потому, что внешне, по своему звучанию, оно очень похоже на лепетные вокализации ("ляля", "тага", "гагай"). Но тем не менее это уже не лепет, а слово, потому что оно повторяется в одних и тех же обстоя­тельствах и обозначает что-то совершенно определенное.


  Не общее доброжелательное настроение ребенка и не его аморфное желание пообщаться с вами, а что-то совершенно конкретное и однозначное. А вот что именно, выяснить бывает не просто. Первое слово ребенка содержит в себе все сразу: и подлежащее, и сказуемое, и обстоятельства, и определения. Первое детское "дай" -это не просто глагол в повелительном наклонении, не только сказу­емое. Это уже развернутое предложение или целая фраза, которую можно перевести на язык взрослых примерно следующим образом: "Мамочка, достань мне скорее из шкафа эту куклу, она мне очень нужна". Так сказал бы ребенок постарше, но малыш в 1,5 - 2 года подобным образом выражаться еще не может. Да и нет необходимос­ти в столь полных, развернутых предложениях. Потому что мама и так все поймет, а пропущенные члены предложения заменяются жестами, мимикой, понятными в конкретной ситуации. О чем идет "речь", ясно по тому, как малыш смотрит на куклу, как он тянется к ней. Точно так же комплекс звуков, относящийся к какому-либо пред­мету, является не названием этого предмета, а целой фразой, в ко­торой есть и отношение, и желание, и действие с этим предметом.
   Устойчивая связь конкретных звуков с определенным предметом или ситуацией свидетельствует о том, что мы слышим уже настоящее слово, а не просто детский лепет. Правда, это слово может существо­вать и быть понято только в совершенно определенной ситуации. Первые слова ребенка настолько слиты с конкретными обстоя­тельствами, предметами или действиями, что использовать их вне этой ситуации невозможно. Ребенок может назвать только тот пред­мет, который он видит перед собой, и только то действие, которое он совершает здесь и сейчас. Он может сказать "ляля", только если видит куклу, "ав-ав" - если встретит собаку на улице. Говорить о кукле или о собаке вообще, не воспринимая их в данный момент, в 1,5-2 года он еще не умеет. Потому что слово для ребенка еще не отделимо от предмета. Оно является его неотъемлемым признаком, свойством или качеством. То, что предмет, находящийся перед ма­лышом на столе, называется "тарелкой", так же естественно и неизбежно, как и то, что этот предмет округлый и из него нужно есть кашу. Назвать этот предмет по-другому или назвать "тарелкой" что-то другое (как это будет позже, в ролевой игре) для малыша невозмож­но. Такое слияние слова с предметом - характерная особенность пер­вых слов ребенка.
   В то же время даже самые первые слова - это не просто названия отдельных предметов, но своего рода обобщения целого класса пред­метов или явлений. Правда, обобщения совсем не такие, как у взрос­лых. Дети могут называть одним и тем же словом совершенно различ­ные и, казалось бы, совсем не похожие друг на друга вещи. Напри­мер, словом "кися" малыш может называть кошку, мех на своем пальтишке, мамины волосы, варежки и пушистого плюшевого миш­ку. С точки зрения взрослого, в этих вещах нет ничего общего. Но для малыша все они мягкие, теплые и приятные, как "кися". Для взрос­лого этот признак "мягкости" в окружающих предметах может быть совершенно неважен. А для малыша он, возможно, главный, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется прежде всего не­посредственным ощущением.
    Непонятность речи малыша для взрослых во многом связана с тем, что дети обобщают окружающие предметы по признакам, со­вершенно неведомым для взрослых, и докопаться до того, почему вдруг малыш называет ботинки "тяпа", а воду в ванне "лока", порой нелегко. Но возможно. Например, словом "тяпа" ребенок называет носочки, валенки, колготки - все, что надевается на ноги, так,же как и тапочки ("тяпа"). А в ванне он однажды купался с пластмассо­вой лодочкой, и ему было так интересно и весело, что с тех пор все, что связано с купанием, стало называться именем лодочки ("лока"). Портфель, шапка, очки могут называться "папа", потому что при­надлежат папе. Пальтишко, ведерко с совочком и входная дверь -"гуля", потому что напоминают ребенку о гулянии во дворе.
    Неожи­данность и разнообразие признаков, по которым маленькие дети обобщают и объединяют самые разные предметы, поразительны. Среди этих признаков и цвет, и форма, и назначение предмета, и место встречи с ним, и принадлежность какому-то человеку. Но все эти признаки внешние: их можно видеть, осязать, связывать с радост­ным или тревожным ощущением. Непохожесть первых детских слов и обобщений на те, что существуют у взрослых, привела к тому, что в психологии возник специальный термин - "Автономная детская речь", или возникающая по своим законам, не зависимым от взрослой речи. Однако эта независимость весьма относительная, поскольку условия жизни и воспитания ребенка, его отношения с близкими взрослыми решительным образом влияют на его речевое развитие. Родители при желании и внимательном отношении к малышу могут способство­вать более интенсивному и правильному развитию его речи.


 
 
ДОБАВЬ в закладку
Форма входа
ДРУЗЬЯ САЙТА
Заработок в Интернете

Фильмы про путешествия
НОВОСТИ сегодня
СКАЗКИ про деток

Kод для $10 скидки: GN930
Последние статьи
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт Hewlett Packard - Аэропорт (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Ремонт телевизора на дому - метро Теплый Стан (0)
[03.02.2011][Дом. На правах рекламы]
Заправка картриджей ксерокса, метро Парк Победы (0)
[29.06.2010][Прочее]
Если в лесу сидеть тихо-тихо... (0)
[29.06.2010][Психология]
Как выжить в окружающем мире ? (0)
[29.06.2010][Чем нас кормят]
Тайны этикетки и двойные стандарты (0)
[29.06.2010][Опасно для здоровья]
Мы будем генетическими уродами? (0)
[04.05.2010][Дом. На правах рекламы]
Онлайн-словари в работе (0)
ПОДАРКИ