Об игрушках для детей - современных и традиционных
В современных детских мультиках фигурируют в основном чудища. Это драконы и тому подобные агрессивные персонажи, всякие герои с противоестественной физиологией ("человек-паук", и так далее), либо просто герои (солдаты в форме и с оружием, и так далее). Отдельную категорию составляют всякие черепа, мертвецы, и прочие выходцы с того света. Когда дети видят их на прилавке, то просят купить именно их, а не что-либо иное.
У детей пользуются популярностью страшные, свирепые и агрессивные игрушки. Именно их обсуждают дети при совместном общении. Если какому-то ребёнку родители не покупают "то, что есть у всех", ребёнок становится изгоем в детском коллективе. Но это ещё не самое интересное.
Принципиальным является то, что ребёнок обычно ассоциирует себя с той игрушкой, в которую играет. Его игрушка - это как бы его "второе я". Постепенно ребёнок формирует у себя те качества, которые присуще его игрушке. Он начинает смотреть на мир её глазами. Глазами чудищ и выходцев с того света.
Психологи обратили внимание: чем больше дети играют с современными игрушками, тем меньше они общаются друг с другом. Эти игрушки (а равно и сюжеты, с ними связанные) не предполагают совместных игр, там есть в основном только один сюжет - "охотник и жертва". В результате дети всё больше утрачивают то, что я называю "человечностью". Они становятся всё более выраженными индивидуалистами. Они не нуждаются друг в друге, и начинается это с детских игр.
Интересно и то, что девочки всё меньше играют в обычные куклы и пупсы - они также предпочитают, чтобы им покупали скелеты, черепа, да куклу «Барби». В результате у материнский инстинкт у девочек не формируется правильно, он остаётся в зачаточном состоянии. Девочки начинают сызмальства ориентироваться не на создание семьи, а на что-то другое. Не знаю, на что, если они постоянно играют со злыми черепами... Здесь следует привести цитату из книги Бутовской: «Игрушечные пупсы и Мальвины с детскими пропорциями тела практически полностью исчезли с прилавков магазинов <…> При опросах психологов оказалось, что дети стараются сопоставить себя с (куклой) Барби… Их самосознание формирует образ «себя» на базе кукольных характеристик, вне всякой связи с реальностью <…>
Куклы Барби – взрослые девушки, они независимы и имеют всё, вплоть до мужа (Кена). Их трудно доусовершенствовать и преобразовать. Они не возбуждают у детей чувство нежности и ласки, или потребность заботиться, как это бывает с пупсами, игрушечными младенцами и простыми тряпичными куклами. Для девочки из современного общества – это невосполнимая утрата: в условиях малых семей и ограниченного контакта с детьми младшего возраста, не реализуется потребность в заботе о малышах, не развиваются материнские инстинкты» («Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции»). Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в старые классические игры. Для девочек это прежде всего игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры, способствующие формированию материнских навыков: "дочки-матери", "школа", "больница", и т.д. Для мальчиков - машинки и конструкторы, когда они что-то строят совместно.